victoria1527 (victoria1527) wrote,
victoria1527
victoria1527

Categories:

ЕЛЕНА ЩАПОВА "ЭТО Я - ЕЛЕНА"

Много лет назад, подсев на творчество Эдуарда Лимонова и будучи вовлеченной в череду его любовных отношений с женщинами, прочитала также книги его второй жены Н.Медведевой, а вот книгу первой жены Елены, которой он посвятил свою первую книгу "Это я - Эдичка", сделавшего его знаменитым, мне долго найти не удавалось. Но я очень упрямая и книгу наконец нашла. Данное произведение меня очень удовлетворило и окончательно расставило все точки над "i".

Книга написана не обычно, в форме личного дневника. О том как не просто пробиваться на чужбине, о сложных взаимоотношениях с людьми, а также и о том, что ЛЮБОВЬ большая и сильная, полная страсти и нежности - БЫЛА.
Сама Елена Щапова, еще будучи совсем молодой, уже имела в своей жизни все, что только может пожелать женщина. Яркую красоту, материальный достаток, любовь мужчин и признание, как творческого человека в своем кругу. Но люди должны развиваться и стремиться к большему. На тот момент в СССР этого сделать было не возможно. "Нам говорили, что выход из этого безвыходного положения может быть найден только на Западе". Именно поэтому Еленой был сделан выбор в пользу эмиграции, где она расширила горизонты своей творческой личности и на мой взгляд ей это удалось.

"Любовь - это опасная игра, и кто серьезно играет в эту игру, тот выбирает серьезного партнера".
"Но что такое циник? Не есть ли это самый большой романтик, который получил столько брани и обид, что был вынужден обратиться к защитной маске цинизма".
"Незаметно для окружающих, мы перекинули друг другу невидимый мостик теплоты и побежали по нему медленными глотками холодного напитка..."
"Она относится к числу тех женщин, которые всегда остаются любовницами". "Он был ее любовник, друг, единомышленник..."
"Без друзей, без родителей, с очень легким знанием, а скорее, и вовсе без этого знания, я должна была выжить".
"По лестнице с неба спускался мираж прекрасной убийственной лжи".
"Когда вам грустно, что вы делаете? - Я грущу".
"А знаешь ли ты, что разница между мужем и любовником только в том, что с любовником можно говорить о муже, а с мужем о любовнике - нельзя".
"Разум должен победить красоту. Разум смеется над глупостью красоты. Красота смеется над уродством разума".
"Что такое писатель? - Человек, обрекший себя на вечное одиночество".
"Ты - порождение хаоса, - говорил мне тот, чье имя мне не забыть никогда".
"У каждого - своя дверь. Если ты откроешь эту дверь, то очутишься совсем в другой комнате, ты будешь открывать дверь за дверью, и это будет только твой мир".
"У меня есть друзья - пачка сигарет и коньяк".
Ниже приведу отрывки из послесловия к книге Ярослава Могутина:
"Елена Щапова де Карли пишет о себе. А кого еще она знает так близко, так досконально, как не себя? Ведь жанр книги определен Еленой как "интервью с самой собой.
Некоторые могут сказать, "что графиня, как и полагается ей по титулу, пишет "непонятную народу ахинею". Язык графини - это язык московской эстетки 60х-70х годов прошлого столетия. Она пишет, заранее ориентируясь на богему.
"Будущее русской поэзии - это проза" - провозгласила Елена Щапова в интервью американской газете.
Литературные дебют Елены на Западе можно назвать удачным. Роман Лимонова воспринимался как отражение реальной жизни Елены, а книга Елена - как второе измерение существования несчастного, всеми оставленного Эдички.
Литературные герои вступили в перепалку, сойдя с книжных страниц и приняв облик, навязанный фантазией автора.
Елена утверждает, что написав "Эдичку", Лимонов таким образом сублимировал свои переживания, попранное мужское достоинство. И действительно, эмоциональный уровень повествования в романе часто "зашкаливает", начинается самое бессовестное давление на психику читателя. Книга Щаповой выглядела бы, мягко говоря, странно, если бы она избрала точно такой же или аналогичный истеричный стиль. Она предпочла использовать созданный для нее Лимоновым имидж "женщины легкомысленной, аморальной, откровенно пустой".
В ответ на абсолютную лимоновскую серьезность, Елена выбирает тактику всесокрушающего сарказма. Причем, ее сарказм и ирония направлены прежде всего на себя. Да, часто она кокетничает, любуется собой, упивается собственной болтовней, иногда начинает говорить серьезно...
Эта книга "о личных ощущениях того времени" достаточно эклектична и по форме, и по содержанию. Тексты, вошедшие в нее, сменяют друг друга по законам карточного пасьянса - неизвестно, что прочтешь на следующей странице. Отсутствует собирающая книгу воедино сюжетная линия, могущая помочь читательской интуиции представить дальнейший ход описываемых событий.
"Интервью с самой собой", исповедь, саморазоблачение ведется по всем аспектам личной жизни героини, будь то сцены лесбийской любви, неудобство и шок, доставленные эксгибиционистом-пуэрториканцем, первые детские сексуальные переживания или какие-то пикантности карьеры фотомодели. Все эти сюжеты перемешаны друг с другом, словно разноцветные стекляшки в детском калейдоскопе, трудно понять, где правда, где вымысел, что было, а чего не было и быть не могло. Книга неожиданно начинается и столь же неожиданно заканчивается, создается впечатление, что она и не начата, и не закончена, и как таковой ее не существует, - вымысел, литературная мистификация от начала и до конца: и по форме, и по содержанию, и по жанру, и по стилистике - ничего этого нет".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments